НАТАЛЬЯ АБАЛАКОВА
АНАТОЛИЙ ЖИГАЛОВ

Этот прекрасный месяц Тишрэй

Киев-Шаргород-Черновцы-Винница- Меджибож-Сатанов-Каменец- Подольский-Хотин-Вижницы-Куты- Черновцы-Бучач-Черновцы-Киев

Творческая экспедиция художников, педагогов и исследователей в области иудаики по историческим центрам еврейской культуры на Украине

В качестве участников данной экспедиции-семинара, в которую входили лекции по еврейской истории и по еврейскому искусству, занятия по изучению и творческому осмыслению еврейских классических текстов, индивидуальное творчество участников семинара (пленэр), выставки, подготовка печатных изданий, учебных программ и т.д., мы, Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов, на протяжении всего маршрута осуществляли перформансы и снимали видео-фильм. Заснятые на фото и видео следы этого путешествия в дальнейшем станут основой для мультимедийной инсталляции, частью которой, возможно, будет полиэкранный видеофильм.

В данный момент собранные нами материалы существуют в виде полутора десятков графических "следов", уже проявленных и напечатанных фотографий (их около 300) и 15 часов видеозаписи.

***

"Литературную часть" проекта, которому рабочее название "Следы следопыта", можно начать с цитирования всем известного (и многими до сих пор любимого) европейского писателя:

"... Оттуда (из Ура Халдейского) отправился в путь один пытливый и беспокойный искатель; взяв с собой жену, которую он из нежности, по-видимому, любил называть сестрою, а также других домочадцев... Он прибыл в Харран, город Луны на Севере, город дороги в земле Нахарани, где провел много лет и собирал души тех, кто вступал в близкое родство с приверженцами... Поэтому Харран, куда еще простиралась власть Нимрода, в самом деле оказался только "городом Дороги", то есть местом промежуточной стоянки, с которого этот подражатель Луны вскоре снялся..."

Понятно, о каком известном писателе и, тем более, о каком страннике идет речь. К этому стоит только добавить, что "странник" - это образ целой цепочки потомков человека из Ура, а лишь на первый взгляд полный недомолвок и темных мест текст Томаса Манна представляет собой напутствие и "полезные советы" любому страннику.

Проходя, человек приобретает это место. Предположительно, это происходит на земле, но, возможно, отражается в высших сферах, переходя в стадию нематериальности и мнимости. При помощи современных технологий, которыми иногда (что совершенно необязательно) пользуется искусство, происходит конструирование в парадигме мнимого. Реальность преобразуется в некое новое измерение; язык технологий создает мнимость и приобретает черты художественного опыта. Монтаж, при помощи которого в дальнейшем будет воссоздана и "исправлена" недостоверная видимая реальность.

Наши фото- и видеокамеры в определенном смысле были теми самыми "вратами", которые по тексту Томаса Манна "должны были принадлежать потомкам человека из Ура". Свет, проходя через эти "врата" и исчезая, оставляет воспоминания, следы, называемые "решимо", записью.

Как бы то ни было, с конструктом тотальной реальности или... ее тенью, но в один прекрасный день вопрос встал ребром: Анатолий Жигалов, оказавшись в городе Шаргороде встал прямо напротив синагоги, превращенной в винный завод. По началу, никто не хотел открывать зал, где лоза претворялась в вино, но благодаря стараньям одной напористой женщины, сумевшей за короткий срок обзвонить все местное начальство, синагогу-винокурню, в конце концов, открыли. Оно и понятно: дело было в воскресенье, а в таком месте и в обычный день не найти ни держателя ключа от "врат", ни самого ключа. Так или иначе, мы оказались внутри синагоги, в центре этого вывернутого пространства, отчего сразу же охватило ощущение "разъятости", "разобранности", "развороченности" какого-то ранее существующего целостного (текста). Словно эта "деконструкция" специально выставлена напоказ в своей "закрытости". Либо наоборот, благодаря такой метаморфозе открылась подлинная природа этого помещения, долгое время наполняемого Текстом, так что оный забродил и Сам стал возгоняться в некую высшую субстанцию, нашим плотским очам являющуюся вином. Таким образом, мы оказались не просто внутри, а в самом эпицентре этой "производящей вино жизни синагоги". Огромный зал, наполненный трехэтажными бочками-емкостями голубого цвета, недвижно парящими на фоне ослепительной белизны стен. Все участники экспедиции с огромной скоростью устремились по винтовым лестницам, словно наверху их ожидала сама душа Машиаха. А кому-то пришлось лезть по этим лестницам в туфлях на каблуках и с тяжелым мешком, где лежала бесполезная обескровленная видеокамера (ее забыли подзарядить, что выяснилось в последний момент).

Так ничего и не сняв, мы спустились вниз: небольшой столик был накрыт белой бумагой, и на нем стояло несколько бутылок вина и бокалов. Владелец ключей стал нас угощать. Тут выяснилось, что мы забыли и рисовальные принадлежности: бумагу на которой Анатолий в местах промежуточной остановки, откуда исходит некая эманация еврейского духа, зарисовывал след своей ноги, ступающей на оные места; Наталья же снимала это на видео, а некое третье лицо фотографировало нас за этим занятием. Означало ли это, что судьба (пут) когда-нибудь поставит нас "подкинутых в чужую культуру" детей на исконную почву или подкинет нас "похищенных" и "подмененных" в культуру, еще более чуждую всем местам и возможным остановкам? Решение этой животрепещущей проблемы нашлось, как всегда оригинальное. На шкафу в "прихожей" валялись белые куски фильтра. Владелец ключей милостиво позволил нам взять один кусок сообразного размера, на котором Анатолий обрисовал свою голую стопу, обмокнув пальцы в смородинное вино, производимое в синагоге каббалистами-гоями из ягод, взращенных на костях народа Иакова. Разгильдяйство по части зарядного устройства тоже обошлось: недостающий сюжет-акцию восхождения по спирали к сводам синагоги засняли нам сотрудники киевского ТВ канала "Интер", которые показали кусок по украинской программе. В этом сюжете Анатолий вел камеру, фиксирующую его со спины.

В заключение хочется привести (самим себе) слова Кавафиса:

     Не уголок один потерян - вся земля,
     Коль жизнь свою растратил ты, с судьбой напрасно споря.

"Растратил с улыбкой", - хочется добавить.

ТОТАРТ

АНДРЕЙ БЕЛАШКИН




* * *
Суета сует. Тщета.
Телефонные счета.



Подражание Герману Лукомникову

Цаца я
мацацая