105066, Москва,
ул. Новорязанская, д. 29
т/ф (499) 265-6166,
zverev@rinet.ru


5 апреля, в воскресенье, в 19.00

ВАЛЕРИЙ КОНОПЛЁВ
АЛЕКСАНДР ЭЛМАР

РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА
памяти Сергея Кускова
(1956 – 2008)




Есть легенды и мифы Древней Греции, еврейская каббалистика, арабские сказки длиной в тысячу и одну ночь, индийские сказания о Шиве, японские о Будде, китайские рассказы о лисах, немецкая классическая философия. И только метафизика всегда русская. Неспроста нигде в мире так и не появилось чуда, аналогичного русской иконе.
Русская метафизика родилась в борьбе и сопровождающих ее крови и мученичестве. Ее точка отсчета – вечное неприятие существующего устройства реальности, а ключевой герой — протопоп Аввакум, появляющийся под разными именами, чтобы воодушевить тех, кто пытается уничтожить несовершенный, все больше погружающийся во зло мир.
Русская метафизика — максимально, до оголтелости иррациональна. Недаром она родилась на самой нелепой из всех «почв» планеты. Русские, даже когда разговаривают о совершенно земных, бытовых и сиюминутных вещах, всегда подразумевают «тот свет» с его «обратной» логикой, «вечностью», но так и не понимают, зачем обустраивать собственный быт. Материальное — мешает, ограничивает и не позволяет развернуться во всю ширь. Поэтому оно – досадное недоразумение, от которого необходимо как можно скорее избавиться — пусть даже на подсознательном уровне.
Русские метафизики не видят смысла в персональном комфорте и личном «спасении», исповедуя Религию Общего Дела, где литургия и революция — абсолютные синонимы, цель – всеобщий, как минимум, «космический» рай для всех соратников и единомышленников, а евхаристия — коллективное застолье братьев и сестер, причащающихся самым мистическим из всех напитков и сливающихся в едином экстазе — духовном, интеллектуальном, физическом.
Русская метафизика порочна и непристойна, потому что ее цель — перманентная, не прекращающаяся ни на миг мистерия свободы, сметающая на своем пути любые преграды. В работах классических современных русских метафизиков Валерия Коноплева и Александра Элмара отчетливо различима тема извинения перед аудиторией за то, что им приходится идти на компромисс, используя такие ограничители, как холст и краски, поэтому оба делают все, что в их силах, чтобы преодолеть проклятие имманентных врагов художника — формы и содержания.

Игорь Дудинский