105066, Москва,
ул. Новорязанская, д. 29
т/ф (499) 265-6166,
zverev@rinet.ru


26 ноября в среду в 19.00


Людмила Альперн
ВЕДУТЫ. МЕЖДУ ТЮРЬМОЙ И ВЕНЕЦИЕЙ




26 ноября в 19 часов открывается выставка фотографий Людмилы Альперн «Ведуты. Между тюрьмой и Венецией». Представленные фотографии - часть проекта «Женщина в системе уголовного правосудия», которым автор занимается много лет.

«Я начала писать, сначала о тюрьме, потом - для тюрьмы. То же произошло и с фотографией - сначала я фотографировала тюрьму, чтобы представить ее миру, потом - для тюрьмы, вывешивая в ней фотографии, как окна в мир. Первая выставка моих фотографий открылась в женской колонии в Орловской области – месте моего многолетнего проекта, в 2005 г. В 2007 году в г. Орле с помощью коллег и городских властей была представлена инсталляция «Духи Венеции». Людмила Альперн

Людмила Альперн является заместителем директора «Центра содействия реформе уголовного правосудия», лауреатом французской национальной Премии по правам человека. В последнее время она проводит в женских колониях занятия по медиации, способствующие гуманизации отношений между администрацией и заключенными, и много делает для реабилитации своих социально незащищенных подопечных. В разное время она руководила международными проектами «Женщины в тюрьме», «Реабилитация наиболее незащищенных групп тюремного населения» и многими другими.1).

Выставка продлится до 16 декабря 2008 года.


Текст из каталога


О себе
Основой моего творческого роста стал долголетний проект «Женщина в системе уголовного правосудия»: я начала писать, сначала о тюрьме, потом — для тюрьмы. То же произошло и с фотографией — сначала я фотографировала тюрьму, чтобы представить ее миру, потом — для тюрьмы, вывешивая в ней фотографии, как окна в мир.
Свою работу я считаю современным искусством — она перформативна, ритуальна, магична — происходящее в проекте имеет форму диалога, полифонии, жизнетворчества — на мой взгляд, именно так иные, творческие и гражданские практики взаимодействия могут быть восприняты архаическим пространством мертвого дома. ...

О Венеции
Венецию я начала фотографировать в 2004 году. Попала туда случайно, или почти случайно.
Он спросил меня, как я очутилась в этих краях. Вопрос мог бы показаться странным, но я не была обычной туристкой, он это понял. И тогда я описала ему карту маршрута, приведшего меня сюда: Бродский — бывший заключенный и узник психушек (мы говорили о тюремной психиатрии), чьи стихи я читала с ранней юности сначала в самиздате, потом в тамиздате, среда, которая дала мне возможность прочесть все это задолго до перестройки, — диссидентское окружение, которое постепенно стало «перетекать» в тюрьмы, забота о знакомых и незнакомых политзэках, работа в организации, которую потом уже, после перестройки создал «знакомый» политзэк 2), занятой, в том числе, переустройством отечественных тюрем, изучение международного опыта такого переустройства, могила поэта в Венеции, мое почти бессознательное следование за ним сюда. И, конечно, страсть к этому месту, которая вспыхнула мгновенно по прибытию. И желание освоить его на свой манер: и с тюремной стороны — поэтому я оказалась здесь, на Сан Серволо вместе с ним и Орнеллой, и другая сторона медали — тут я достала «Набережную неизлечимых» и показала ее Стефано — а это мой путеводитель по городу. Круг замкнулся 3).

О фотографиях
Первая выставка моих фотографий открылась в женской колонии в Орловской области — месте моего многолетнего проекта — в 2005 г. В 2007 году в г. Орле с помощью коллег и городских властей была представлена инсталляция «Духи Венеции». Выставка была показана в апреле 2007 г. в виде пространственной композиции: она открылась в женской колонии п. Шахово и в фойе Орловского драматического театра имени И. Тургенева, тем самым, единством времени просмотра экспозиции объединились два изолированных друг от друга пространства — дисциплинарное (пространство тюрьмы) и публичное (город). Так была осуществлена давняя идея художницы: раздвинуть стены тюрьмы, чтобы впустить туда красоту Венеции и приоткрыть ворота города, чтобы впустить в него его заключенных 4).
Фотографии выполнены в технике размытого контура, эффект которого создает ощущение живописи. Бо,льшая часть фотографий сделана в ночное время. Слегка поворачивая фотоаппарат или передавая ему дрожание руки, она получает необходимый эффект сновидения, тайны. Известно, что в древних шаманских практиках именно расфокусировка зрения позволяет увидеть мир духов, мир бесформенных и тонких созданий, которые, по утверждению посвященных, существуют с нами рядом 5).


О ведуте
Показывая фотографии в Венеции, я слышала от случайных зрителей: «Браво, Каналетто!» — они что-то узнавали в далеких от реальности картинках. Благодаря им я увидела в своих работах ВЕДУТУ, венецианский жанр архитектурного пейзажа, просуществовавший весь 18-й век, позже выродившийся. Жанр имел две особенности: мастера, в том числе и вершина жанра — Антонио Каналь (Каналетто), пользовались камерой обскура (прототип фотокамеры) для того, чтобы точнее передать пропорции и перспективы большого, топографически неоднородного пространства. В то же время, написанный на реалистической основе пейзаж оказывался фантастическим, далеким от фотографичности. Этому было множество причин: ведутистами неоднократно становились театральные художники, но и сама Венеция так действует на художника, что он забывает о реальности. Это же проступило в моих работах: фотокамера, которой я пользуюсь как камерой обскура, дает основу пейзажа, его поэтика возникает от пылкости влюбленного взгляда, подкрепленного техникой съемки.
Новая экспозиция включает в себя бо,льшую часть прежней6, состоявшей, в основном, из ночных работ. Но добавился день: мокрые после дождя и тумана палаццо и фондаменто, убеленные снегом крыши, роняющие белизну в пеструю акварель лагуны.

О душе
Итальянец живет на улице, и душа его разлита здесь же. Яркая непринужденность итальянской улицы — это сон русской души, до которой так трудно докопаться. Именно так живет в своих снах замурованная в теле загадочная русская душа — горячо и открыто, как итальянцы в Италии. Поэтому, попадая в страну своей души, мы ощущаем, что попали в сон, сказку, в мечту. Душа высвобождается из тенет, распрямляется и свободно выходит наружу — наконец-то вернулась на родину! Жизнь русских в Италии — это воплощенная жизнь души.
Всему красивому русские исстари учились у итальянцев — пению, живописи, архитектуре. У французов переняли балет. А вот немецкая аккуратность так и не прижилась.
Такие мысли у меня возникали в Италии. Солнце, недостаток которого для российских просторов очевиден, жесткими культурными традициями зажигается в душе, чтобы та не замерзла. Цветы, красота — все внутри. А снаружи — грязь, холод, разруха. И для тела это означает скорую гибель, душа здесь не задержится. Но сама, говорят, живет вечно 7).


О будущем
Такой же проект мечтаю представить в Венеции.

1 Анна Альчук. Предисловие к тексту Л. Альперн «Лабиринты души» // Гендерные исследования № 16 (2007)
2 Валерий Абрамкин
3 Людмила Альперн. «О тех, кто уходит молодым» (опубликовано на итальянском языке) // Ristretti Orizzonti. Декабрь 2007 г. http://www.ristretti.it/
4 http://prison.org/penal/women/konc.shtml
5 Людмила Назарова. «Духи царят повсюду» // Орловский комсомолец 12 апреля 2007 г. http://www.prison.org/lib/alpern.shtml
6 «Духи Венеции»
7 Людмила Альперн. «Тюрьмы в Италии» // Русский Журнал http://www.russ.ru/teksty/tyur_my_v_italii