105066, Москва,
ул. Новорязанская, д. 29
т/ф (499) 265-6166,
zverev@rinet.ru


29 ноября 2014 года, в субботу, в 18.00


ЛАДА ШАПОВАЛОВА



ADA BAJANA






Ада-Баяна – реальное название большой территории в Черногории. Для меня же звучание этого слова вызывает ассоциации с чем-то нереальным, то ли было, то ли не было. Ада-Баяна - утопия, далекая мифическая земля. Вечный объект желания – лучше там, где нас нет. Московские вокзалы, черногорские пустынные пляжи в межсезонье, замороженные донские ландшафты. В этом мире все «криво», кроме линии горизонта. Линия горизонта как камертон всей серии. Условность, присущая картинке во сне. Обобщенность цвета, сгустки тона, как на полароидных фото. Что явилось источником вдохновения – настроение после просмотра с Китом различных road movie... Картины Тернера...
АВТОР


Лада Шаповалова – живописец, книжный иллюстратор и издатель детских книг, опытный рекламщик и бизнес-переговорщик, изящная девушка (полная страсти), рассудительный человек, мать мальчика (писателя) и девочки (красотки с характером). Темы выставок Лады Шаповаловой: счастье, персонажи -- детские игры, интонация -- момент истины (у детей он случается чаще). Что там с живописью Лады Шаповаловой? Ада Баяна. Ада Баяна – да, да. А что? Лада говорит – Ада Баяна. Мы думаем, что понимаем.Лада анализирует – «Ада Баяна» – это идеальное название. Оно появилось позже, когда картины были уже написаны. Но оно подходит идеально.В звучании этого слова и радость узнавания и трагическая нота, с черносмородиновым оттенком во втором послевкусии (примечание критика). Ада Баяна – это место. Ада Баяна – это время. Ада Баяна – это образ жизни. Когда Лада Шаповалова говорит про Жизнь, она имеет ввиду всегда гораздо больше, чем то, что просто показано на холсте. Задумайтесь о современном образе жизни основательно. С чашкой кофе. Задумайтесь, наоборот, об основах бытия с видом на театрально (в хорошем смысле слова) развернувшийся горизонт. Для этого надо об этом сначала мечтать, работать, готовиться, а потом раз (!) и обнаруживается железная конструкция похожая на Паука на Пляже, прямо поперек всех ваших горизонтов. На пляже вообще всегда так, только вы, прийдя в сандалиях к венцу своего творения, то есть отдыху, расслабону и пейзажу, устроитесь по-удобнее, тут (на-тебе!), что-нибудь обязательно пересечет горизонт или ветер песком в лицо полоснет. Но это мелочи. Современная философия определяет современный стиль как современный экзистенциализм. Причём если классический экзистенциализм Сартра был на самом деле очень юношеским, про «переживания», то за без малого 100 лет он серьёзно повзрослел. Теперь это про «пережёвывание», в смысле еды. В английском, к слову, «еда» - фууд и стопа – фуут звучат почти одинаково, и это совершенно справедливо: и то, и другое – Основания. И когда мистики, например, русский космист Николай Фёдоров, говорят о преодолении досадных свойств человеческого бытия, таких, как невозможность летать и потребность умирать, они говорят о преодолении человеческих привычек: привычки есть, что попало, например, и привычки жить, как придется. Раньше это описывали словом грешить. Фёдоров говорил, что человечество должно осознать и исправиться, и тогда никаких проблем ни со смертью, ни с полетами, собственно, и не будет, потому что вообще-то мы это можем, просто не хотим. Лада Шаповалова – девушка очень не безразличная, но у неё, человека современного есть вопросы. Но профессиональный художник, мастер, она уверена, что к вопросам есть еще и замечания. Вот, товарищ Бог, башня-то у Вас стоит кривовато. И пароход по каналу плывет красный. Недосмотр? Или так и надо? Раньше, кстати, целые города в живописи Лады Шаповаловой стояли четко, правда люди из них вываливались или убегали. И пароход был приличного темного цвета, что позволяло ему, пароходу, быть динозавром, но в рамках приличий. Наверно, башню сдуло ветром на пляже. Наверно, рельсы лежат ровно, потому что мороз. Наверно, есть наблюдатель, но мы уже наблюдаем за ним. И если раньше в картинах Лады Шаповаловой контражур светился миром, то теперь мир светится всеми цветами живописи. И Лада Шаповалова говорит: Ада Баяна. И мы повторяем тоже, но вряд ли со смыслом: Ада Баяна, Ада Баяна, Ада Баяна!
Елизавета ПЛАВИНСКАЯ