105066, Москва,
ул. Новорязанская, д. 29
т/ф (499) 265-6166,
zverev@rinet.ru


24 апреля 2014 года, в четверг, в 19.00


Юрий Косин (Киев)


М Е Т А Н О Й Я


ФОТОВЫСТАВКА





Понимание того, что происходило с Украиной, начиная c середины 80-х, надо искать не в исторических реалиях, а, скорее, на уровне метафизики. С этого времени Украина последовательно осуществила ряд смысловых и когнитивных переходов, а именно три. Это случилось потому, что на территории Украины произошли три события, локализованные в границах страны (до 91 года – республики СССР), но имеющие глобальное цивилизационное значение. Первым переходом стала Чернобыльская катастрофа. Картина мира, видимая глазами украинского народа рассыпалась и собралась снова. Народ, переживший Чернобыль, остро и навсегда осознал, что изменился мир, дом, образ жизни, приоритеты. Катастрофическое мышление, мышление в зоне риска из теоретической абстракции превратилось в необходимую ежедневную интеллектуальную практику. Мир может измениться в любой момент – вот что поняли украинцы. Мир меняется – в каждый момент – и мы должны научиться жить с этим знанием и ощущением – вот что поняли мы. Оранжевая революция 2004 года – второй переход. Возникло новое понимание и новый бесценный смысл – мы способны на мирное и бескровное противостояние. И так же мирно мы способны побеждать. Новое значение приобрела старая идиома «стоять на своем». Украинцы стояли на своем Майдане, настояли на своем и получили свое. Это «свое» - унесенное в сердцах и умах – вовсе не новая власть, которая оказалась слабой и беспомощной. Это «свое» - новое качество. И отпечатавшийся в сознании образ Майдана 2004 неожиданно и стремительно актуализировался в декабре 2013 года, через десять лет после Оранжевой революции. Люди вышли на свой Майдан против старого мира. И начался третий переход. Он был болезненным и страшным, с жертвами и слезами, ночными молитвами и ошеломляющим героизмом простых мирных людей. Российский геостратег, прогностик и военный историк Сергей Переслегин, посетив Майдан 2013-2014 года несколько раз и в разные фазы его существования, утверждает, что Майдан – одно из тех немногих мест в мире, где существует прямая связь человека с Богом. Майдан 2013-2014 года – это не восстание масс, это – революция индивидуальностей. Массы не способны к самоорганизации, только люди, обладающие внутренним смыслом, готовы договариваться и сотрудничать, делиться и отказываться, быстро строить и самоотверженно защищать. Украина обрела нацию. Народ обрел свою страну. Это выставка о Метанойе, перемене ума. Центром экспозиции являются глаза людей. Посмотрите в эти глаза.
Юрий Косин, Марина Козлова







Об авторе:
Юрий Косин родился в 1948 году на Украине, закончил два института: Киевский политехнический (1974г.) и Институт журналистского мастерства (1988г.). После того, как Украина обрела независимость, Юрий Косин полностью посвятил себя делу фотоискусства. Начиная с 1987 года было проведено свыше 40 его персональных выставок на Украине и за рубежом. Вот некоторые из них: "Земля, которую мы загубили" (1991г., Москва, Киноцентр), "Чернобыль" (1992г., Миниаполис, США), "Трансгрессия" (1995г., Иерусалим, Израиль), "Нескончаемая фотография" (2000г., Киев), "Я в современном искусстве" (2001г., Киев), "Автобиография от третьего лица" (2002г., Киев). Также состоялись выставки в Латвии, Бельгии, Великобритании, Германии, Израиле, Польше, США и др. И это не считая участия во многих коллективных фотовыставках. Работы Юрия Косина входят в частные коллекции Швейцарии, Франции, Голландии, Великобритании, США, а также хранятся в Фонде фотографии (Москва), в Музее фотографии (Рига), в Ланкастерском университете (Великобритания), в Национальном музее истории Украины. Вот уже более 20 лет Юрий Косин занимается кураторской деятельностью по организации выставок фотохудожников Украины. Основной акцент в работах Юрия Косина направлен именно на художественную сторону фотографии. Документальный аспект, конечно, не исключается, но он начисто преобразуется в область субъективных переживаний по поводу времени как частной категории. То есть его задача - не в том, чтобы остановить мгновение, а по возможности растянуть его во времени и тем самым попытаться преодолеть самоё время. Это стремление проявляется на уровне как отдельной фотографии, так и настроения той или иной фотовыставки, а также различных акций и инсталляций. Диапазон его интересов не ограничен ни темой, ни однозначной заданностью содержания, тем более какого-либо сюжета. Его фотография как бы возникает ("проявляется") как саморазвивающаяся структура или как пучок бесконечных ассоциаций. При том иногда используется и совершенствуется особая техника фотопечати, которую автор называет трансгрессией (это фирменная марка Юрия Косина). В сущности, это преодоление фотографии как орудийного задания. Однако это все равно фотография, а Юрий Косин - ее создатель - прежде всего фотохудожник, который применяет ее возможности для воплощения своих наблюдений и обобщений.
Иван Жданов