17 октября 2001 года

"Смерть как частный случай из жизни."

К 70-летию А.Зверева

Ирорь Соловьев

Куратор - Алексей Сосна


По одной из неофициальных версий, художник Анатолий Зверев скончался при не вполне обычных обстоятельствах. Это можно было бы считать слухами, которые нередко циркулируют в художественной среде, однако нам кажется, что термины "миф" или "апокриф" более подходят для определения жанра этих легенд о смерти художника.

Анатолий Зверев, как известно, вёл жизнь довольно далёкую от нормальной в общепринятом смысле. Поэтому трудно представить его умирающим в собственной постели, в окружении родственников, друзей, искусствоведов и коллекционеров. Просто однажды утром он получил по своей похмельной голове внушительный, надо полагать, удар чугунной сковородкой, которая оказалась в руках у дамы, делившей с ним его многотрудную художественную жизнь.

Неизвестно, что явилось причиной столь радикального с её стороны поступка, - неловко ли сказанное слово, тотальная ли усталость от жизни, геомагнитная ли буря - но роковой удар состоялся. Тяжёлая, чугунная сковорода, возможно, с остатками вчерашней картошки или макарон, на похмельную голову - и не прошло и суток как Зверева не стало.

На первый взгляд - бытовщинка для криминальных новостей. Удивительным кажется то, что Зверев, один из самых значительных русских художников ХХ века, чьё имя стало символом свободного искусства, умирая, разделил судьбу своего народа: согласно официальной милицейской статистике, более 70% убийств совершается на бытовой почве и, как правило, в результате домашних драм. Но всё-таки у Художника, в отличие от обывателя, есть другая жизнь -- определённый род бессмертия -- причисление к лику великих. Зверев распорядился единственным своим имуществом, как настоящий творец и философ, последовательный до конца. Его life-performance не имеет ничего общего с art-business'ом, в его творчестве нет ничего надуманного, никакой позы - одна только щемящая русская скоморошья нота. Хочется верить, что ему не было мучительно больно.

Московский художник Игорь Соловьём предлагает проект, в котором каждый зритель получит возможность как бы прожить последний день художника Анатолия Зверева.