//Анатолий Зверев. Гений графики. Работы разных лет из частных собраний – М.: Галерея КИНО, 2005. С. 4 – 5. (вступительная статья к альбому)

Прошло почти двадцать лет со времени ухода Анатолия Зверева - художника необыкновенно яр¬кого, радостного, праздничного. И если искусство большинства обласканных и модных современ¬ных Звереву художников не вспоминается совсем, или почти не вспоминается, то искусство Ана¬толия Зверева находит все больше и больше поклонников. Появляются новые коллекционеры, ко¬торые сосредотачивают свои интересы исключительно на произведениях Зверева. Его работы включаются в основные экспозиции центральных музеев, выходят альбомы с произведениями мастера. Об огромном значении искусства Зверева, его повышающемся культурном и коммерче¬ском значении свидетельствует факт появления работ художника на всемирно известных и наи¬более влиятельных художественных аукционах «Сотби» и «Кристи». Причем, отмечается неуклонный рост спроса и цен на его картины.
Одну из главных ролей в популяризации искусства Анатолия Зверева играет галерея «Кино», пред¬ставляющая зрителю его наиболее значительные и интересные работы. Надо заметить, что дела¬ется это на самом высоком уровне, с большим вкусом и сопровождается изданием каталогов про¬водимых выставок. Если раньше галерея «Кино» просто старалась показать зрителю работы ху¬дожника, объяснить и привить любовь к его искусству, то теперь готовится несколько самых не¬ожиданных тематических проектов, позволяющих взглянуть на творчество Зверева с новой, еще неизвестной стороны. Так, проект «Гений графики» представляет Анатолия Зверева как выдающе¬гося мастера рисунка и акварели.
Рисование в жизни Зверева занимало особое и даже основное место. Именно благодаря своим рисункам он приобрел своих первых коллекционеров и поклонников. Сегодня по последним пуб¬ликациям можно представить весь генезис графического творчества Зверева. Исследователям его работ стали доступны рисунки юного художника, исполненные им в конце 1940-х годов. В них Зверев четко следует натуре, почти документально изображает увиденное, мастерски схватывая позы и характеры своих друзей и близких. Но вот что удивительно, в этих рисунках нет неуверен¬ности, робости. Шестнадцатилетний юноша рисует так, как уже сложившийся, зрелый мастер. Занятия рисунком, а не живописью были обусловлены финансовым положением, так как семья Анатолия Зверева после войны жила крайне бедно, и он не имел возможности приобрести холсты и краски, а бумага и карандаш всегда были под рукой. По свидетельству близкого друга Зверева художника Александра Латовкина свои первые краски Анатолий смог приобрести только в 1950 году. До этого амбициозный начинающий мастер оттачивал свое мастерство на бумаге, постоянно рисуя.
Стремление быть первым побуждало Зверева делать все не так как другие: он постоянно искал новые способы рисования, новые выразительные средства. Для работы использовал самостоя¬тельно затачиваемые гусиные перья, палочки, наконец, он придумал рисовать на бумаге непо¬средственно пальцами и ногтями. Большинство знаменитых тушевых рисунков зверей второй по¬ловины 1950-х - начала 1960-х годов исполнены именно пальцами. Вероятно, тактильные ощуще¬ния скольжения пальцев и ногтей по бумаге помогали ему полнее прочувствовать движение ли¬ний, точнее ощутить объемы изображаемых людей и животных. Позднее, в шестидесятые годы, посещая зоопарк, он рисует просто из горлышка тюбика краплаком, одной линией. Эти рисунки невероятно виртуозны и точны, характеры и повадки животных переданы настолько безукоризнен¬но, что можно говорить о том, что Зверев «перерисовал» самого знаменитого анималиста Ватагина. Но освоение новых приемов работы не являлось для Анатолия Зверева самоцелью. Скорее, они помогали ему точнее и энергичнее передавать на бумаге увиденное. Конечно, рисунки второй половины 1950-х - начала 1960-х годов занимают особое место в творчестве молодого художника. В это время он, оттачивая мастерство, работает почти исключительно для себя. Рисунки этого периода полны наблюдательности, иронии, гротеска. Линии на них уверенные и необыкновенно быстрые. Зверев схватывает все самое характерное, но при этом не жертвует деталями. Он стре¬мится передать не только жесты и позы своих моделей, но и донести до зрителя характеры изо¬браженных, показать присущее только им, раскрыть их индивидуальность. Это касается не только людей, но и животных и даже растений.
Особое место в его творчестве занимают автопортреты: самокритичные, ироничные, печальные и веселые они помогают проникнуть во внутренний мир художника, почувствовать его отношение к самому себе, увидеть и понять те задачи, которые ставит перед собой и с блеском решает Анатолий Зверев.
К сожалению, такое отношение к своим моделям и творческим задачам будет определяющим только до второй половины 1960-х годов. В более позднее время Зверев отойдет от иронии и пси¬хологизма и сосредоточит основное внимание на красоте изображения.
Аналогичная ситуация наблюдается и в акварельных работах мастера. Если в начале своей работы акварелью он развивает и продолжает линию, выработанную Артуром Фонвизиным, то затем, Зверев переосмысливает по-своему фонвизинские новации. Используя свободные растекания краски, как это делал и Фонвизин, Анатолий Зверев уделяет огромное внимание экспрессивным, формообразующим линиям и массам, добиваясь особой, своей выразительности. Он много рабо¬тает с красочной поверхностью акварели, добавляя соль, табак, пепел, и даже варенье и песок. При написании акварели художник пользуется не одной, а целым пучком кистей, причем, что са¬мое поразительное, ему удается создавать удивительно красивое, переливающееся, чистое и перламутровое изображение, лишенное грязи и невразумительности.
Были попытки работы Анатолия Зверева и в других графических техниках. Так, существует не¬сколько линогравюр с изображением натюрмортов и автопортретов. Им сделано две или три су¬хие иглы, но поскольку работа в тиражной графике требует специального оборудования и опреде¬ленных навыков, да и просто студии, то обращение к этим техникам носило случайный, эпизоди¬ческий характер.
Хочется надеяться, что новая выставка Анатолия Зверева, посвященная целиком его графиче¬ским работам, поможет по достоинству оценить одного из лучших рисовальщиков второй полови¬ны XX века и привлечет внимание новых исследователей и зрителей к творчеству выдающегося мастера.

Валерий Силаев
Старший научный сотрудник Государственной Третьяковской Галереи